Характеристика загрязнения атмосферного воздуха в г. Сыктывкаре.
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, а его загрязнение – мощным постоянно действующим фактором воздействия на человека и окружающую среду. Уровень загрязнения атмосферного воздуха связан с воздействием на него загрязняющих веществ, поступающих от источников выбросов вредных веществ промышленных предприятий, выбросов автотранспорта, а также процессов жизнедеятельности человека.
В Сыктывкаре основными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, теплоэнергетики, лесопереработки, деревообработки, а также автомобильный транспорт.
Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в городе проводится Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на трех стационарных постах:
- пункт № 2 (ул. Первомайская, между улицами Орджоникидзе и Оплеснина);
- пункт № 9 (Октябрьский пр., на перекрестке с улицей Оплеснина);
- пункт № 10 (п. Эжва, перекресток улиц Мира и Комарова).
Наблюдения ведутся за содержанием диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода, взвешенных веществ, сероводорода, формальдегида, бенз(а)пирена и метилмеркаптана.
По результатам наблюдений в целом по городу среднегодовые концентрации по основным загрязняющим веществам (пыль, оксид углерода, диоксид серы и диоксид азота) были ниже предельных допустимых концентраций (ПДК). Разовые превышения нормы по этим примесям наблюдаются в отдельные дни, чаще при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) – безветрии, сухой погоде, наличии температурных инверсий в приземном слое атмосферы.
Однако, по индексу загрязнения атмосферы (ИЗА) уровень загрязнения воздуха в городе определяется как «высокий». Причиной тому загрязнение воздуха специфическими примесями, такими как бенз(а)пирен и формальдегид. Средние за год концентрации этих примесей превышают норму и составляют (за 2007 г.): по бенз(а)пирену - 2,4 ПДК; по формальдегиду - 2,7 ПДК. Загрязнение бенз(а)пиреном связано с выбросами от автотранспорта и от предприятий теплоэнергетики и, как правило, возрастает в отопительный период. Источниками образования формальдегида являются предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и отчасти автотранспорт.
Тенденция загрязнения атмосферного воздуха в 2003-2007 г.г.
Результаты наблюдений за состоянием окружающей среды показывают, что уровень загрязнения атмосферного воздуха некоторыми примесями (диоксид серы, диоксид азота, сероводород) за последние годы существенно не изменился, происходили лишь незначительные колебания в ту или иную сторону. За этот период прослеживается повышенное содержание бенз(а)пирена и формальдегида (рис.1). Эта тенденция характерна для всех городов республики.
Рис. 1. Изменение среднегодовых концентраций бенз(а)пирена и формальдегида за 2003-2007 г.г.
С 2005 года возрастает уровень загрязнения воздуха оксидом углерода (рис.2). Причиной тому все увеличивающееся количество автотранспорта на дорогах города, возникновение на оживленных перекрестах автомобильных пробок. Зоны повышенного загрязнения – это участки вблизи автомагистралей, и в первую очередь: улицы Орджоникидзе, Первомайская, Октябрьский проспект.
Рис. 2. Изменение среднегодовых концентраций оксида углерода за 2003-2007 г.г.
Заключение
Улучшение качества воздуха и достижение благоприятных условий для проживания населения невозможно без осуществления целенаправленных мер, среди которых первоочередными являются:
- обеспечение на промышленных предприятиях и предприятиях энергетики снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за счет внедрения современных технологий и оборудования по очистке выбросов, а также соблюдения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- ограничение строительства новых предприятий и расширения существующих, создающих дополнительные выбросы в атмосферу без адекватного или опережающего снижения выбросов на действующих предприятиях;
- развитие и совершенствование внутригородской автотранспортной инфраструктуры, усиление контроля соблюдения нормативов токсичности автомобильных выбросов;
- повышение эффективности регулирования промышленных выбросов, а также потоков автотранспортных средств в периоды неблагоприятных метеорологических условий, приводящих к значительному росту уровней загрязнения атмосферного воздуха.
Пашкова И.Н. (Гидрохимик 1 кат.)
Комплексная лаборатория ГУ "Коми ЦГМС"
|